Роль образа Савельича

в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

В "Капитанской дочке" А.С.Пушкина главное внимание читателя обращено на Гринёва и Пугачёва, ведь именно эти два героя оказываются  связаны с историческим вихрем, захватившим Россию. Автор показывает судьбу человека, который, пройдя через очень трудные испытания, сохраняет достоинство и честь.  Роман оформляется как  мемуары. Потому особенно важным оказывается то, что осталось в памяти взрослого героя  через многие годы, отделявшие его от событий.  В самые трудные минуты  Гринёва  сопровождает Савельич,  он активно участвует в событиях, которые чрезвычайно важны для главного героя. Савельич   -  второстепенный герой  «Капитанской дочки»,  но он участник всех ключевых эпизодов романа. Почему же такое важное значение имеет этот герой? В чём значимость этого образа для понимания романа Пушкина?

Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Мы будем рассматривать, что представляет из себя Савельич, что это за герой  и какими качествами наделил его А.С.Пушкин.

Савельич - это крепостной крестьянин  Гриневых. Когда Петру Гриневу исполнилось пять лет, Архип Савельич  был приставлен к нему в качестве дядьки, и даже когда Петруше исполняется 17 лет, Савельич  помнит наказ заботиться о дитя  и исполняет свой долг с большой любовью.  Мы часто видим, что Гринев относится к нему не так, как обычно барин  относится  к крестьянам – он привязан к своему дядьке, как родному, близкому человеку, являющемуся как бы частью самого Гринёва.

«Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Все это меня мучило», -  так Гринев чувствует себя  после ссоры с Савельичем из-за проигрыша.  В этих словах  выражена настоящая любовь и уважение к крепостному слуге. Таким образом, Савельич  создаёт те нравственные границы, которые важны для оценки Гринёвым своего поведения.

Гринев прислушивается к советам  Савельича, берёт  во внимание его реакции, чувства. Собираясь в Белогорскую крепость, чтобы спасти Машу,  он не хотел брать с собой Савельича, но тот настоял на том, чтобы отправиться в дорогу вместе с барином: "Я знал, что с Савельичем спорить было нечего, и позволил ему приготовляться в дорогу".  Нет между молодым Гринёвым его слугой  отношений "барин и крепостной". Трудно представить, что Пётр Гринёв может наказать своего  крепостного Савельича за непослушание и невыполнение приказа. Можно обозначить эти отношения как «старший и молодой», хотя нельзя сказать, что Гринёв поступает,  полностью руководствуясь советами Савельича.

Для Гринёва Савельич  - родной человек, которого он не может оставить в опасности: "Подъезжая к оврагу, услышал я издали шум, крики и голос моего Савельича. Я поехал скорее и вскоре очутился снова между караульными мужиками, остановившими меня несколько минут тому назад". Гринёв в этом эпизоде спасает Савельича, попавшего к пугачёвцам по пути в Белогорскую крепость.

Анализируя отношения Гринёва и Савельича, можно сделать вывод о роли образа Савельича: с его помощью Пушкин хотел подчеркнуть положительные качества главного героя, т.е. Петра Гринева.

  Но существуют также и  ситуации непонимания между Гриневым и Савельичем. В эпизоде  проигрыша денег Гринев, несмотря на свое чувство вины перед Савельичем, вернул долг. Во время присяги Пугачеву Савельич упрашивает "Петрушу" поцеловать руку псевдоимператору, но и в этот раз Гринев поступил по- своему. Савельич все время переживал за жизнь Петра, а  для  Гринева самым важным оказывается  сохранение своей чести.  Показывая реакции Савельича на ситуации, когда обострённо стоит для Гринёва проблема сохранения чести и достоинства,  Пушкин подчёркивает, что даже при  угрозе жизни Гринев предпочтет умереть, но при этом остаться  верным слову, присяге. Этот выбор главного героя непонятен простому Савельичу, который живёт вне  дворянских понятий чести.

 Итак, в целом роль образа Савельича – подчеркнуть особо значимые черты и ценности главного героя романа «Капитанская дочка» Петра Гринева. Ю.Лотман  так писал  о главном герое этого романа: «Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит […] в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей». Именно эта способность и подчёркивается в Гринёве автором при изображении его отношений с Савельичем.

Стоит отметить, что  многие писатели в своих произведениях говорили  об отношениях крепостных крестьян и их хозяев.  В комедии "Недоросль" Д.И.Фонвизина  уже первое действие начинается с того, что Простакова  унижает  крепостного портного Тришку, обвиняя его в неумении сшить  кафтан, хотя на самом деле она лишь хотела показать свою власть . А.С.Грибоедов в "Горе от ума"   устами   Чацкого с возмущением говорит об отношении к крепостным  как к товару. Власть помещика над крепостным показана и  И. С. Тургеневым  в "Муму" , где  всё в судьбе крепостного решает барыня, которая не способна подумать о своём крестьянине  как о человеке, испытывающем, подобно ей, например, любовь, чувство привязанности. На этом фоне "Капитанская дочка" А.С.Пушкина показывает пример удивительно трогательных отношений между барином и крепостным, проживающими самые трудные моменты жизни вместе - одной семьёй.